Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Антиэкстремистская личностная позиция

 

Антиэкстремистская личностная позиция

 

Экстремизм и антиэкстремистская личностная позиция учащихся

 опубликовано: Гафнер В.В. Экстремизм и антиэкстремистская личностная позиция учащихся // ОБЖ. Основы безопасности жизни, 2014, №11.

 

Гафнер В.В.

кандидат педагогических наук,

доцент кафедры безопасности жизнедеятельности,

Уральский государственный педагогический университет,

г. Екатеринбург

 

 

Одним из серьезных вызовов современному обществу, угрозой его развитию является экстремизм. Для любого общества экстремизм опасен не только не только террором, убийствами, разрушениями ценностей, но и наличием идеологии. Если  экстремизму  не оказывать должного противодействия, он может привести к  разрушению социальных и политических основ  государства. В последние годы отмечается активизация ряда экстремистских движений, которые вовлекают в свою деятельность молодых людей. По экспертным оценкам, в среднем до 80 процентов участников организаций экстремистского характера составляют лица до 30 лет.

 

Определение экстремизма

В настоящее время насчитывается множество определений экстремизма, из которых основным является определение, приведенное в Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности». Его специфика состоит в отсутствии в тексте прямого определения экстремизма (экстремистской деятельности). В данном документе содержание термина закрепляется через перечисление действий, относимых к видам экстремистской деятельности. Схожую структуру имеет и другое известное определение экстремизма в Шанхайской конвенции от 15 июня 2001 г. «О борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом». Главным объектом критики исследователей-специалистов является отсутствие в данных нормативно-правовых актах описания тех признаков, которые, собственно, и придают перечисляемым действиям характер экстремистских. С другой стороны, имеющийся спектр видов современного экстремизма выходит далеко за рамки официальных определений. Несовершенство законодательно закрепленного определения экстремизма существенно ограничивает возможности его научного исследования. Поэтому перед нами встала задача поиска такого определения экстремизма, которое могло бы войти в поле профессиональной деятельности педагога.

Любой вид экстремизма (политический, религиозный, национальный, экономический, бытовой, спортивный и др.) всегда затрагивает тот или иной аспект национальной безопасности. Национальная безопасность – состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства [8]. Приведенное определение охватывает широкий спектр угроз и опасностей, включая основные все виды экстремистской деятельности, о которых говорится в упомянутых выше нормативно-правовых актах. Опираясь на этот вывод, и изучив разные подходы к определению экстремизма, считаем, что экстремизм представляет собой экстремальное индивидуальное или групповое поведение, связанное с посягательством на национальную безопасность государства. Данное авторское определение позволяет охватить весь спектр видов современного экстремизма и четко обозначить главную цель антиэкстремистской деятельности – обеспечение национальной безопасности государства.

Определение экстремизма через посягательство на национальную безопасность позволяет легко решить одну старую терминологическую проблему, а именно - развести понятия терроризм и экстремизм. Сравнивая данное определение экстремизма с имеющимися официальными трактовками «терроризма», становится очевидным, что терроризм – одна из форм проявления экстремизма.

Одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере национальной безопасности Российской Федерации является обеспечение общественной безопасности. Под общественной безопасностью понимается состояние защищённости человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера [6]. Экстремизм представляет прямую угрозу общественной безопасности, поэтому решая задачи профилактики экстремизма, государство укрепляет общественную безопасность. Формируя у учащихся духовные ценности, школьный учитель вносит свой вклад и в обеспечение общественной безопасности, и в профилактику экстремизма. Раскрывая национальную безопасность через общественную, у учителя безопасности жизнедеятельности появляется ориентир для дальнейшей деятельности в области профилактики экстремизма среди учащихся.

Обладая большим потенциалом в воспитании полноценной личности и формировании ценностных ориентиров молодежи, система образования должна играть ключевую роль в профилактике негативных общественных явлений, включая экстремизм. Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) основного общего образования (2010 г.) в числе отдельных требований к результатам освоения программы предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции». Безусловно, чтобы выполнить это требование, нужна хорошая научная проработка темы и соответствующая подготовка учителя безопасности жизнедеятельности.

Заметим, что новые требования ФГОС к результатам обучения, имеют серьезные отличия от предыдущих. В соответствии с ФГОС основного общего образования, «формирование убеждения», «формирование установки», «формирование личностной позиции», требуется  ТОЛЬКО в курсе ОБЖ. В других предметных областях предлагается: формирование ориентиров (История России. Всеобщая история); формирование представлений, понимание значения (Основы духовно-нравственной культуры народов России, Обществознание); формирование интереса, уважительного отношения («Искусство»). Этот факт требует обратить внимание научного сообщества на разработку теоретических основ и методических рекомендаций для учителя безопасности жизнедеятельности, который просто не знает, с какой стороны подойти к формированию антиэкстремистской личностной позиции.

 

Причины возникновения экстремизма в молодежной среде

Можно выделить множество причин возникновения экстремизма в молодежной среде – экономические, политические и др. Однако значимыми причинами с точки зрения психолого-педагогической профилактики экстремизма, т.е. причины, которые в той или иной степени находятся в зоне профессиональной деятельности педагога, будут далеко не все. Среди прочих, в первую очередь нас интересуют следующие причины возникновения экстремизма в молодежной среде: 

  1. Ослабление воспитательной работы в учебных заведениях;
  2. Упразднение детских, подростковых и молодежных организаций отдыха и досуга;
  3. Негативное влияние средств массовой информации;
  4. Поверхностное восприятие сложности и противоречивости социального бытия;
  5. Деформация системы индивидуальных ценностей;
  6. Разрыв со старшим поколением и его ценностями;
  7. Боязнь ответственности за свои поступки;
  8. Мировоззренческая неустойчивость;
  9. Недостаточная социально-психологическая зрелость;
  10. Разорванная, деформированная культура, не являющая собой целостности.

 

Антиэкстремистская личностная позиция учащегося

Первой задачей  в области формирования антиэкстремистской личностной позиции учащегося является понимание сущности этого личностного образования с последующей формулировкой понятия «антиэкстремистская личностная позиция».

В отечественной науке качество субъекта преимущественно обусловливается его позицией, которая определяется как интеграция его доминирующих избирательных отношений в каком-либо существенном для него вопросе [7].

Позиция служит основополагающим компонентом в модели личности. Этот компонент значимых личностных качеств включает, прежде всего, мировоззренческие установки и нравственные качества личности, определяющие ее мотивационное ядро и в конечном счете мировоззренческую направленность личности.

Понятие «позиция» имеет междисциплинарное содержание, отражающее интегральную, наиболее обобщенную характеристику как личности человека, так и места, которое он занимает. Она может рассматриваться в контексте соотнесения человеком внутреннего и внешнего в качестве сочетающей субъективные и объективные личностные характеристики в системе отношений и деятельности.

В основе понятия «позиция» лежит ценностно-смысловой аспект самореализации личности, реализованное самосознание, осуществленная ценность, которая проявится не только в отношении к себе, но и к другим ценностям, смыслам, субъектам, объектам в том месте, которое займет личность в разных пространствах, в конкретных целях и способах их достижения. Позиция есть в первую очередь характеристика активности личности, ее субъектности [1].

Попытаемся обобщить сказанное выше и сформулировать авторское определение: антиэкстремистская личностная позиция — мировоззренческая направленность личности, существующая в форме системы ценностей, взглядов, установок и мотивов, выражающаяся через негативное отношение к проявлениям экстремизма и соответствующую модель поведения. В данном определении важна не только взаимосвязь внутреннего состояния человека с его внешними проявлениями, но ключевым является указание на то, что антиэкстремистская личностная позиция учащихся не может быть рассмотрена в отрыве от их мировоззрения. Таким образом, главной задачей учителя при формировании антиэкстремистской личностной позиции будет развитие целостной системы научных, философских, социально-политических, нравственных, и даже эстетических взглядов на мир, общество, природу. К сожалению, изучая проблему экстремизма в рамках предмета ОБЖ и на классных часах, в большинстве случаев учителя ограничиваются перечислением фактов экстремизма и терроризма, что имеет лишь минимальный эффект.

 

Нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма

В зависимости от степени выраженности уровня агрессивности, подверженности антидемократической идеологии, переживания террористической угрозы и осмысленности жизни, Бузыкина Ю.С. в своем исследовании [2] выделила типы отношения к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп: лояльный тип, нетерпимый тип и безразличный тип.  В основу построения типологии были положены такие социально-психологические характеристики, как агрессивность, степень подверженности антидемократической идеологии, переживание террористической угрозы и осмысленность жизни.  Для понимания того, что представляет из себя антиэкстремистская личностная позиция, в первую очередь следует рассмотреть нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма. С остальными типами отношения к проявлениям экстремизма (лояльным и безразличным) можно ознакомиться самостоятельно в исходном исследовании.

Нетерпимый тип отношения к проявлениям экстремизма является преобладающим (в сравнении с лояльным и безразличным типами), особенно среди представителей старшей возрастной категории. Сюда также можно отнести младшую и среднюю возрастные категории с разными уровнями образования (среднее, среднее специальное, высшее). В данную группу входят преимущественно представители женского пола.

У представителей нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма преобладает средний уровень агрессивности, характерна наполненность жизни смыслом, целеустремленность, восприятие самого процесса жизни эмоционально насыщенным. Наблюдается уверенность в умении контролировать свою жизнь и свободно принимать решения.  Развито воображение, характерна склонность к фантазированию, творчеству, отсутствует враждебность к «чужакам». Наблюдается средний уровень переживания террористической угрозы. Для них характерна выраженность посттравматического стресса (степень травматического воздействия информации о терактах), а также более низкий уровень устойчивости и антиципации, которая выражается в мыслях о возможности совершения новых терактов.

Данный тип характеризуется наличием у личности правильного понимания феномена «экстремизма», как действий, направленных на подрыв безопасности Российской Федерации и захват или присвоение властных полномочий, а также проявление религиозной и национальной неприязни в крайних формах. Представители данного типа знакомы с основными проявлениями экстремизма, а также с существованием экстремистских организаций, но не входят в их состав. Кроме того, они спокойно относятся к людям другой национальности и скрывают свои чувства в отношении тех, кто им не нравится.

Представители нетерпимого типа отношения к проявлениям экстремизма не оправдывают деятельность представителей экстремистских организаций, поскольку это противоречит адекватным способам разрешения конфликтов, а также является нарушением законов общества. Выступают за введение запрета на деятельность экстремистских партий, движений и организаций, а также считают, что необходимо законодательное ужесточение ответственности за различные проявления национализма, фашизма и экстремизма. Экстремисты вызывают у них беспокойство и страх. Представители данного типа не склонны к совершению насилия, даже если уверены в своей правоте. Считают, что насилие может быть допустимо только в случае угрозы жизни, здоровья, а также ущемления достоинства близких людей и себя лично. Если сталкиваются с конфликтной ситуацией, то всегда контролируют свое поведение.

 

Критерии сформированности неприятия экстремистского поведения

При формировании у учащихся антиэкстремистской личностной позиции, нужно четко представлять результат, говоря языком ФГОС – «портрет выпускника». На наш взгляд,  за основу можно взять критериисформированности неприятия экстремистского поведения, сформулированные А. А. Свиридовым [9], а именно: когнитивный, мотивационно-ценностный, аффективный, поведенческо-деятельностный. Может показаться, что приведенные ниже показатели «окончательного результата» достаточно расплывчаты, однако они могут служить достаточно четкими указателями направления формирования антиэкстремистской личностной позиции у учащихся.

Показателями каждого из критериев являются:

  1. Когнитивный – просвещенность и информированность молодых людей об опасности экстремизма, наличие знаний об опасности экстремистской деятельности; гибкость мышления, способность структурировать информацию и представлять возможные исходы ситуации, умение понимать и оценивать значимость отдельных действий в регуляции интеллектуальной деятельности для оптимального решения возникших проблем и в соответствии с принятыми для этой деятельности нормами;
  2. Мотивационно-ценностный – сформированность и приверженность общечеловеческим нормам морали; гуманистические мировоззренческие установки и смысложизненные ценности; правовое сознание; уважение к законности и морально-правовым традициям; уважение к многонациональности нашего общества; потребность в освоении ценностей общечеловеческой культуры и формировании стремления к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, к участию в культурной жизни российского общества; наличие определенного мировоззрения, несовместимого с экстремистскими настроениями; потребность противодействия стратегиям экстремистского характера;
  3. Аффективный – сформированность самосознания и высших потребностей личности, внутренней свободы и чувства собственного достоинства, эмоциональной и коммуникативной сфер, адекватная самооценка, развитость эмпатии, толерантность, достаточная сформированность эмоционально-волевой регуляции, устойчивость к различным отрицательным социальным влияниям;
  4. Поведенческо-деятельностный – активное участие в общественной жизни, контроль над собственным поведением, контроль за ситуацией и вовлеченными в нее людьми, осмысленный собственный поведенческий стиль; созидательное взаимодействие молодого человека с представителями других народов; участие в социально значимой деятельности, несовместимой с деструктивными формами молодежной субкультуры.

 

Профилактика молодежного экстремизма

Профилактическую работу с подростками целесообразно вести в двух группах: подростки, у которых не сформированы экстремистские установки и наклонности (нетерпимыйибезразличныйтипыотношения к проявлениям экстремизма), и подростки, у которых уже сформировалось экстремистское мировоззрение (лояльный тип отношения к проявлениям экстремизма). 

В настоящее время существует множество подходов к предупреждению проявлений молодежного экстремизма, например:

-       Аффективное обучение (развитие эмоциональной сферы, способности к сопереживанию).

-       Распространение информации об экстремизме  (предоставление информации об экстремистских организациях и об опасности их религиозных, националистических, политических идей, о жизненных трудностях, ситуациях и мотивах членов данных организаций).

-       Влияние социальных факторов (предотвращение возможного давления экстремистской части социальной среды, тренинги устойчивости к социальному давлению).

-       Формирование жизненных навыков (повышение у подростков устойчивости к различным отрицательным социальным влияниям).

-       Развитие деятельности, альтернативной экстремистской (вовлечение подростков в группы, в которых они могли бы в социально нормативных рамках реализовать стремление к риску, поиску острых ощущений, повышенной поведенческой активности).

К перечисленным выше подходам следует добавить еще один, на наш взгляд, ключевой – формирование у детей и подростков культуры безопасности жизнедеятельности.

Так как сформировать антиэкстремистскую личностную позицию в отрыве от других личностных установок невозможно, целесообразно заняться формированием некой большей личностной структуры, например, культуры безопасности жизнедеятельности. К настоящему времени проведено около 30 педагогических диссертационных исследований по воспитанию культуры безопасности, однако, большинство специалистов и учителей безопасности жизнедеятельности не знакомы с этими исследованиями. Для исправления этой ситуации нами был выполнен аналитический обзор [5]. Формируя культуру безопасности, учитель в первую очередь формирует определенные ценности, в частности, ценность человеческой жизни, что требуется и для формирования антиэкстремистской личностной позиции.

Кроме целенаправленной работы по формированию мировоззрения в области безопасности, и в рамках него – антиэкстремистской личностной позиции, стоит обратить внимание на безопасный образ жизни, который в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"  БОЖ упоминается несколько раз. Для более глубокого понимания такого явления как «безопасный образ жизни», рекомендуется обратиться к другим нашим статьям [3; 4]

В широком смысле слова, «безопасный образ жизни» - это сформированное представление (образ) о вошедших в повседневную практику нормах и правилах безопасного поведения человека, а также методах и средствах их воплощения в жизнь. В узком смысле, «безопасный образ жизни человека» - это основанная на повседневном выполнении норм и правил безопасности устойчивая во времени индивидуальная форма поведения человека, которая отражает его систему социально-культурных ценностей, приоритетов и предпочтений, и обеспечивает сохранение жизни.

На наш взгляд, ежедневное выполнение правил безопасности (безопасный образ жизни) формирует в человеке определенное положительное отношение к безопасности, которое со временем расширяется от индивидуальной безопасности к общественной, национальной.

Формирование антиэкстремистской личностной позиции учащегося очень сложный процесс. Антиэкстремистская личностная позиция учащегося не формируется стихийно. В значительной мере этому предшествуют усилия родителей, воспитателей и учителей, направленные на формирование определенных качеств характера и линий поведения.

На наш взгляд, учитель безопасности, ежедневно и целенаправленно формируя у учащихся культуру безопасности и безопасный образ жизни, формируя у них систему социально-культурных ценностей, вносит определенный существенный вклад в профилактику экстремизма, формирование антиэкстремистской личностной позиции. Но это возможно лишь в тех образовательных организациях, где предмет ОБЖ ведется системно квалифицированным учителем с 5 по 11 класс. В этом случае создается мощный механизм, который устраняет многие названные выше причинами возникновения экстремизма в молодежной среде.

 

Список литературы

  1. Борытко Н.М. Индивидуально-личностная ориентация воспитания // Известия кафедры педагогики Педагогического института Южного федерального университета. 2008. Вып. 1. С. 28–32.
  2. Бузыкина Ю. С. Отношение к проявлениям экстремизма у представителей различных социально-демографических групп: автореф. дис. … канд. психол. наук. – Челябинск, 2013.
  3. Гафнер В. В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. – 2014. – № 3. – С. 186-192.
  4. Гафнер В.В. О понятии «безопасный образ жизни» // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2013. – № 8.
  5. Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». – Екатеринбург, 2013. – 200 с. – (Серия «Педагогика безопасности»).
  6. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации. Утверждена Президентом Российской Федерации 20 ноября 2013 г.
  7. Мясищев В.Н. Психология отношений : избр. психол. тр. / под ред. A.A. Бодалева. М. ; Воронеж, 2004. 398 с.
  8. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537.
  9. Свиридов А. А. Социально-культурная деятельность ВУЗов по профилактике экстремизма в молодежной среде: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Тамбов, 2014.