Ваш браузер устарел. Рекомендуем обновить его до последней версии.
Предмету ОБЖ – квалифицированного педагога

 

Предмету ОБЖ – квалифицированного педагога

Опубликовано 09.10.2015

Репин Ю.В., декан факультета безопасности жизнедеятельности УрГПУ

Мельникова Н.Ф., доцент кафедры безопасности жизнедеятельности УрГПУ

 

В настоящее время решение вопросов обеспечения безопасности стало одной из насущных потребностей каждого человека, общества, государства. Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80 %  случаев причиной гибели людей является  человеческий фактор. Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях.  

Обстановка, складывающаяся  в стране в области безопасности, настоятельно требует усиления подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе безопасного и здорового образа жизни.

Формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности является общественной задачей, поэтому все школьные предметы вносят свой вклад в этот процессе. Однако ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», целью которого является формирование у учащихся культуры безопасности жизнедеятельности.

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» не только интегрирует знания, полученные учащимися при изучении других предметов, но и формирует специфические компетенции, качества, способствующие социальному развитию личности школьника, подготовке его к безопасной жизнедеятельности. Таким образом, предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» занимает особое место в системе общего образования, выполняя своими средствами те задачи, которые не в состоянии выполнить никакой другой предмет.

Однако высокие требования к результатам освоения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» подразумевают высокие требования к организации образовательного процесса и уровню квалификации учителя основ безопасности жизнедеятельности.

В современных условиях только та «нация», которая сумеет создать более совершенную систему «Учитель», сделается лидером ХХI века          (Н. Н. Моисеев). По сути, речь идет о качественно новой работе учителя в изменяющихся социально-педагогических условиях.

Каким должен быть учитель основ безопасности жизнедеятельности? В идеале, наверное, это, прежде всего человек, повидавший трудности, испытавший на себе влияние опасных ситуаций, имеющий основание учить по принципу: делай как я. Чтобы сам любил детей и мог убеждать их в необходимости быть осторожными и предусмотрительными. Нужны большой объем знаний, умение творчески донести их до обучаемых, увлечь ребят, азартность, энергичность.

Процесс обучения по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности», независимо от его структуры, содержания и направленности, является творческим процессом формирования собственного отношения учащихся к событиям и явлениям действительности. Каждое занятие, каждая встреча с обучаемыми не должны быть похожи друг на друга. Всякий раз они строятся с учетом многих как постоянных, так и преходящих обстоятельств и являются творчеством преподавателя. Творчество невозможно без глубокого знания педагогики, психологии передового опыта обучения и воспитания. Учитель основ безопасности жизнедеятельности – это личность уникальная, имеющая опыт и знания во всех образовательных дисциплинах, способная творчески анализировать любую ситуацию, найти и подсказать обучаемым их действия в процессе жизнедеятельности.

Исходя из требований Профессионального стандарта педагога, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544 н, необходимо выделить требования к образованию учителя. Это высшее или среднее профессиональное образование по направлениям подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету (с последующей профессиональной переподготовкой по профилю педагогической деятельности).

Учителю основ безопасности жизнедеятельности (преподавателю - организатору ОБЖ) необходимо владеть методическими навыками:

  • применять современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы;
  • проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной физиологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий и методик обучения;
  • планировать и осуществлять учебный процесс в соответствии с основной образовательной программой;
  • разрабатывать рабочую программу по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе примерных основных общеобразовательных программ и обеспечить ее выполнение;
  • организовать самостоятельную деятельность обучающихся, в том числе исследовательскую;
  • разрабатывать и реализовывать проблемное обучение, осуществлять связь по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» с практикой, обсуждать с обучающимися актуальные события современности;
  • осуществлять контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе;
  • использовать современные способы оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся);
  • владеть основами работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;
  • владеть методами убеждения, аргументации своей позиции;
  • владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения.

Образовательный процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности организуется на основе межпредметной интеграции знаний основных общеобразовательных дисциплин в процессе формирования навыков коммуникативной деятельности, критического мышления учащихся, воспитания мотивации  к безопасному образу жизни.

Процесс обучения и воспитания по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» осуществляют учителя основ безопасности жизнедеятельности под непосредственным руководством преподавателя-организатора ОБЖ, должностные обязанности которого определены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761 н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

В практической деятельности возникает необходимость введения должности преподавателя-организатора ОБЖ в ранг заместителя директора образовательной организации.

В Российской Федерации в настоящее время более 40 вузов осуществляют подготовку учителей основ безопасности жизнедеятельности по программам бакалавриата и магистратуры. Однако за последние 10 лет они смогли обеспечить образовательные организации учителями с базовым образованием только на 8 %.

Проводимые мониторинги в Свердловской области показывают, что к должностям учителей основ безопасности жизнедеятельности, преподавателей-организаторов ОБЖ допущены в образовательных организациях люди с различным уровнем образования и направленности. Это:

  • учителя различных дисциплин;
  • медицинские работники;
  • специалисты, ранее работавшие в МЧС России;
  • офицеры, вышедшие в запас или отставку;
  • лица, отслужившие срочную военную службу (по контракту);
  • другие специалисты.

Все вместе – это огромный потенциал теории и практики, который должен выразиться в одной должности учителя основ безопасности жизнедеятельности. В одиночке же они простые «урокодатели» того учебного материала, изложенного в учебниках. Сам процесс формирования личности безопасного типа, формирования убеждения в выполнении норм и правил повседневной жизни им не знаком, организаторская и научно-методическая, исследовательская деятельность им не по плечу. Хотя, пройдя курсы повышения квалификации, у некоторых уровень преподавания становится несколько более эффективным.

Для решения вышеуказанной проблемы на факультете безопасности жизнедеятельности Уральского государственного педагогического университета проводится профессиональная переподготовка по программе «Основы теории и методики преподавания ОБЖ в образовательных организациях общего образования». Программа направлена на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации.

Считаем, что дополнительная профессиональная переподготовка не только повысит уровень базовых знаний по безопасности жизнедеятельности, но и компенсирует недостаток организационных вопросов образовательного процесса по формированию культуры безопасности жизнедеятельности у школьников в образовательной организации.

Дисциплины, изучаемые в процессе переподготовки, позволяют получить необходимые знания современного уровня, а также усвоить требования ФГОС общего образования.

Основные дисциплины:

  • философия безопасности
  • современный комплекс проблем безопасности
  • основы национальной безопасности
  • основы военной безопасности
  • основы экологической безопасности
  • информационная безопасность
  • духовно-нравственное воспитание
  • безопасность образовательной организации
  • основы медицинских знаний и оказание первой помощи
  • опасные ситуации, связанные с угрозой взрыва
  • методика обучения основам безопасности жизнедеятельности
  • основы научно-методической деятельности
  • использование ИКТ в педагогической деятельности и др.

Программа профессиональной переподготовки объемом 290 аудиторных часов предполагает различные периоды обучения, зависящие от занятости самих слушателей. Это может быть организовано в течение 5 полных недель, в основном в период школьных каникул. Это может быть непрерывно в течение 5 недель. Это может быть по 2-3 дня несколько недель в течение года и т.д. Срок обучения определяется наличием группы не менее 15 человек. Обучение завершается итоговой аттестацией в виде защиты итоговой аттестационной работы по одной из предложенных тем.

Лицам, успешно освоившим программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдается диплом о профессиональной переподготовке государственного образца с присвоением квалификации «Учитель основ безопасности жизнедеятельности». Диплом дает право ведения нового вида педагогической деятельности (приравнивается ко второму высшему образованию). Форма обучения: очно-дистанционная. Стоимость обучения - 40000 рублей. Оплата может проводиться полностью до начала обучения или помесячно.

Для зачисления необходимо иметь высшее или среднее профессиональное образование, не обязательно педагогическое.

Для записи необходимо подать заявку до 10 сентября 2015 года по форме, заключить договор, представить подлинник или копию документа об образовании, оплатить обучение. Начало занятий с 21 сентября 2015 года.

Задать вопрос можно по электронной почте uralfbg@mail.ru, либо по телефонам: 8 (343) 235-76-20, 8 (343) 235-76-76.

Наш адрес: 620017 г. Екатеринбург, проспект Космонавтов, 26,  кабинет 151 а.

Лицензия ААА № 001890 от 7.09.2011 г. (выдана Федеральной службой по надзору в сфере образования).

Предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» уже почти 25 лет. Вполне состоявшийся предмет. Сейчас он требует пристального внимания при подборе кадров для его преподавания. Не будем сегодня осуждать тех, первых педагогов, проводивших занятия по ОБЖ. Напротив, скажем им спасибо (всем или нет – другой вопрос). Не взялись бы они за новое дело, возможно, не взялся бы никто, и жизнеутверждающая идея растворилась бы  в истории, как это часто бывало. Хотя много, как нам видится сейчас, делалось ими несколько не так, страдала методика преподавания. Они не дали курсу погибнуть! Формируя опыт, в том числе иногда и отрицательный, они давали своим последователям возможность не совершать уже сделанные ошибки, идти новыми путями, продвигаясь дальше вперед. Сам предмет ОБЖ сегодня существенно изменился. Практика откорректировала содержание предмета. Сегодня в нем на ряду с прикладными знаниями важное место отводится мировоззренческой составляющий, убеждению.

Исполняя требования новых стандартов образования, школа должна выполнить свою основную цель подготовки молодого человека к жизни, к самостоятельной адаптации его к трудным условиям существования и совершенствования. Эту цель может выполнять только квалифицированный специалист.

 

Литература

  1. Мельникова Н. Ф. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учебное пособие, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». – Екатеринбург, 2011.
  2. Репин Ю. В. ОБЖ - Фундамент качественного образования. // Педагогическое образование в России, ФГБОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет». -  Екатеринбург, 2012. № 1, с.119-126.
  3. Репин Ю. В., Ширшов В. Д. Создание научной педагогической школы «Образовательный кластер формирования культуры безопасности» // Педагогическое образование в России, 2014. № 2, с.124-128.
  4. Репин Ю. В. Современное состояние проблемы формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях общего и высшего образования // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. 2014. № 5, с. 20-26.